Шакиров, Раф Салихович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к: навигация, поиск
Раф Салихович Шакиров
Шакиров, Раф Салихович.jpg
Дата рождения 6 января 1960(1960-01-06) (58 лет)
Место рождения Семипалатинск
Страна
Род деятельности журналист, историк, общественный деятель.

Раф Салихович Шаки́ров (тат. Raf Salix Şakirov, Раф Салих Шакиров, род. 6 января 1960, Семипалатинск) — советский и российский журналист, историк и общественный деятель. Кандидат исторических наук.

Биография[править | править код]

Родился 6 января 1960 года в 16 полку стратегической авиации в Казахстане, детство провел в военном городке Семипалатинск-21. Отец — военный, полковник Шакиров Салих Шакирович. Мать Шакирова Хадия Габдуллловна — финансист и военный строитель. Создавали знаменитый полигон ядерных испытаний СССР Семипалатинск-21.[1].

В 1979—1984 годах окончил исторический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова,.

В 1987 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

В 1984—1991 годах — научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений АН СССР.[2]

В 1991—1992 годах — редактор международного отдела первой в России бизнес-газеты «Коммерсант».[3]

В августе 1991 года — член редакционной коллегии и один из авторов «Общей газеты», созданной сразу после запрета путчистами ГКЧП десятка газет, среди которых был и Коммерсантъ. «Общая газета», задуманная Егором Яковлевым как единый печатный орган всех запрещенных изданий, выпускалась на базе «Коммерсанта» во главе с его основателем Владимиром Яковлевым.

В 1993 году — заместитель главного редактора ежедневной газеты «Коммерсантъ» и выпускающий субботнего 24-полосного номера, в котором впервые в российской ежедневной периодике стал применяться принцип большой, почти плакатной фотографии, с фокусом на значимые детали. Большая их часть стала золотым фондом коммерсантовской фотографии.

В 1994 году — первый главный редактор и разработчик концепции еженедельника «Коммерсантъ-Деньги».

В 1996—1999 годах — главный редактор газеты «Коммерсантъ», которая из чисто деловой стала еще и общественно-политической и наиболее влиятельной газетой в тот период, шеф-редактор всех изданий ИД «Коммерсантъ» (газета «Коммерсантъ», еженедельники «Деньги», «Власть», ежемесячники «Домовой», «Автопилот»)[4].

В августе 1999 года ушёл из «Коммерсанта» в связи с покупкой Издательского дома Б. А. Березовским[5]. Уходу предшествовал ряд скандалов. Весной 1999 года — «покупка» ИД «Коммерсантъ» иранским «бизнесменом» Кия Джурабчаном, за которым стоял Березовский, что подтвердилось последующими международными скандалами, в частности, при приобретении бразильского футбольного клуба «Коринтия», следствием по которому занималась бразильская полиция[6]. И скандал в связи с разворотом самолета тогдашним Председателем Правительства РФ Е. М. Примаковым. Примаков летел в США на конференцию по Югославии, когда на борт поступила телеграмма от вице-президента США Альберта Гора о том, что американцы уже приняли решение бомбить Югославию. В таких условиях прилет Примакова означал бы, что Россия так или иначе либо поддерживает такое решение, либо готова его обсуждать. «Коммерсантъ», который резко критиковал правительство Примакова за отсутствие реформ, тем не менее в данном случае дал на первой полосе взвешенную статью с сообщением о развороте и обстоятельствах ему предшествовавших и пообещал продолжить следить за развитием событий. Однако Березовскому, против которого Примаков возбудил ряд уголовных дел, нужна была острая атака на премьера, способная привести к его смещению. «Коммерсантъ» к тому времени стал очень влиятельной, если не самой влиятельной газетой, после его критических статей снимались чиновники очень высокого уровня, а президент Борис Ельцин впервые в истории поздравил читателей газеты с Новым 1999 годом на неделю раньше традиционного новогоднего обращения. Номер «Коммерсанта» со статьей о развороте Примакова на первой полосе был сдан на пленку, то есть фактически был готов к отправке в типографию. Однако гендиректор Леонид Милославский, не поставив главного редактора в известность, вернул номер из печати и поставил на первую полосу памфлет (совершенно не соответствующий духу коммерсантовской журналистики), в котором Примакова обвинили в том, что его разворот приведет к потере всех внешних долгов и чуть ли не к краху российской экономики, которая, якобы потеряла от этого шага десятки миллиардов долларов[7]. Любому экономисту ясно, что такие заявления просто смешны и непрофессиональны. Именно поэтому, преследуя одну только цель спасти репутацию газеты главный редактор Шакиров принес извинения Примакову, после чего был уволен гендиректором. Однако через неделю владелец «Коммерсанта» Владимир Яковлев, находившийся в это время в США, восстановил Рафа Шакирова в должности, а гендиректора уволил[8]. После безуспешных попыток сделать приобретение «Коммерсанта» скрытым (Джурабчан и проч.), а также осознав тот факт, что газета по-прежнему придерживается независимой редакционной политики и не ставит подготовленные им вбросы, Березовский 9 августа был вынужден публично объявить о покупке «Коммерсанта» через своих представителей во главе с прежним гендиректором Милославским. В тот же день Шакиров ушел из «Коммерсанта». Березовский и Патаркацишвили ночью того же дня предложили Шакирову возглавить телеканал ТВ-6, но он отказался[9].

В 1999 году — вице-президент телекомпании ТВЦ по информационному и общественно-политическому вещанию.

В 1999—2000 годах — главный редактор и гендиректор программы новостей «Вести» телеканала «Россия». Средненедельный рейтинг программы (по данным TNS Геллап медиа) вырос с показателя 3 до 7 (в то время у ОРТ и НТВ рейтинг был 9-10). Аудитория РТР увеличивалась в течение всего года. Средний рейтинг канала, по сравнению с декабрем 1999 года, вырос в декабре прошлого года на 47 процентов.

В то же время рейтинг НТВ с начала года до декабря упал на 39,4 процента. Увеличено количество прямых эфиров. Комиссия Европейского Союза, инспектировавшая работу российских телеканалов во время президентских выборов, с удивлением выразила благодарность программе «Вести» «за наиболее корректное освещение предвыборной президентской кампании 2000 года»[10].

В 2000—2003 годах — главный редактор газеты «Газета». По оценке World Association of Newspapers, запуск проекта стал первым российским know how в разделе инновации в газетном деле. Впервые в мировой практике газета стартовала в Интернете и, завоевав там лояльную аудиторию, вышла на бумаге. Это позволило дешевле, быстрее и эффективнее достичь целевой аудитории.

В 2003—2004 годах — главный редактор газеты «Известия». Уволен после выпуска газеты от 5 сентября 2004 года, посвященного теракту в Беслане. Еще 2 сентября «Известия» первыми назвали число заложников в 1200 человек (вопреки официальной версии в 350), дали репортаж о штурме и его последствиях, оценили освещение бесланских событий на ТВ (колонка Ирины Петровской)[11]. Номер был сделан без заголовка, только крупные фото в плакатной стилистике. На следующий день после выхода номера Шакиров был уволен из «Известий» по настоянию президентской администрации[12].

В 2004—2007 годах — член совета директоров компании «Дело» (антикризисный медиа-менеджмент и консалтинг).

В 2007—2008 годах — главный редактор и гендиректор еженедельника и сайта The New Times. Обложки журнала и весь layout, созданные художником Андреем Шелютто выдвигались на международные премии, а сайт впервые провел онлайн ТВ-трансляции демонстраций протеста в Москве в Интернете.

В 2008—2010 годах — главный редактор российско-финского мультимедийного делового интернет-портала DAILYONLINE.RU[13]. Проект был назван Российским информационным агентством «Новости» (РИА"Новости") одним из трех лучших мультимедийных стартапов 2009 года в российском Интернете, поскольку сочетал в себе уникальный синтез телестудии с прямыми эфирами, видео, мультипликации (собственные мультфильмы по рисункам Андрея Бильжо), текста и инфографики собственного производства. Многие документальные ленты, показанные впервые на портале, получили потом многочисленные международные премии.

В 2011 году — президент Международной Медиа Группы (Fingazeta.ru, еженедельник Финансовая газета (орган Министерства финансов РФ), международный ежемесячник «Проблемы теории и практики управления»).

С 2011 по 2012 год руководил проектом Открытого правительства, главный редактор портала сначала Большоеправительство.рф (bigovernment.ru), затем переименованного в Открытое правительство (open.gov.ru). Член экспертных групп Открытого правительства «По инвестиционному климату и развитию конкуренции» и «Электронного правительства» при подготовке Итогового доклада Открытого правительства (2012)[14].

В 2013—2014 годах — президент Дискуссионного экономического клуба «Диалоги» (Dialogi.su).

С августа по ноябрь 2016 года — вице-президент по внешним и внутренним коммуникациям «Автоваза»[14][15].

Награды[править | править код]

  • 1996 — «Лучший деловой еженедельник нового типа» («Деньги»)
  • 1998 — «Лучшая газета года» (перезапуск газеты «Коммерсантъ»)
  • 1999 — «Золотое перо» (Московский союз журналистов")
  • 2003 — «Лучшая газета года» («Газета»),
  • 2003 — «Инновация года» («Газета») (WAN — Всемирная газетная ассоциация)
  • 2005 — «Медиа-менеджер года» («Известия»). Гильдия издателей и распространителей печатной продукции. Специальная премия «За гражданский поступок» (номер «Известий», посвящённый Бесланской трагедии).
  • 2011 — Лауреат премии РУНЕТА за портал Большоеправительство.рф
  • Две Благодарности Президента (Б. Н. Ельцина и Д. А. Медведева)
  • Медаль «За укрепление боевого содружества».

Примечания[править | править код]

  1. Какого черта // Радиостанция «Эхо Москвы», 21.11.2004
  2. Клуб выпускников МГУ. РАФ ШАКИРОВ занял пост главного редактора журнала "Новое время".. Клуб выпускников МГУ (20.11.2006).
  3. Наталия Ростова. Каждый новый акционер сложен по-своему. Они считают, что справятся с вашей работой лучше вас, просто у них на это нет времени.. slon.ru (30.11.09).
  4. Атлас медиаменеджеров.
  5. Раздел: Документальное кино. С твёрдым знаком на конце. Первый канал.
  6. BBC. Brazil orders Berezovsky arrest (13 July 2007).
  7. Светлана Куницына. Новый европейский образ цивилизованного журналиста. (14.10.2008).
  8. Екатерина Кронгауз. Ковальский: не поддерживаю разговоров о том, что "Коммерсантъ" умер. РИА Новости (14.01.2014).
  9. Вера Кичанова, Илья Шепелин. Встретиться с Борисом. О чем говорили с Березовским.. slon.ru (24.03.2013).
  10. Рейтинг РТР вырос, а НТВ упал - опрос Gallup Media. Лента.ру (31.01.2001).
  11. Русская служба Би-би-си. Шакиров говорит, что уволен из-за Беслана (07.09.2014).
  12. Арина Бородина. На "Известия" накатили эмоции. Коммерсантъ (07.09.2004).
  13. Досье: Раф Шакиров. РИА Новости.
  14. 1 2 Экс-главред «Известий» стал топом «АвтоВАЗ» «Медианяня», 23.08.2016
  15. Вице-президент АвтоВАЗа Раф Шакиров покинул свой пост. Коммерсантъ (22 ноября 2016).

Ссылки[править | править код]